№5, октябрь 2007
Содержание

НАЛОГОВЫЙ СОВЕТНИК

Новая жизнь холдингов в 2008 году

По мере развития в новой России отношений между государством и капиталом возрастает заинтересованность государства в стимулировании инвестиций в решение приоритетных задач национальной экономики. С этой целью в 2007 году в налоговое законодательство Российской Федерации был внесен ряд изменений, касающихся регулирования налогообложения холдинговых структур.

Правительство любой страны заинтересовано в том, чтобы больше крупных транснациональных компаний были зарегистрированы и выплачивали налоги в юрисдикции данной страны. В стремлении заполучить в национальное налоговое пространство больше крупных транснациональных игроков сложилась своего рода налоговая конкуренция юрисдикций. В частности, для "переманивания" крупных холдинговых и операционных компаний из одной юрисдикции в другую активно используются специальные налоговые льготы. В 2007 году в это соревнование включилась и Российская Федерация, парламент которой внес ряд изменений в налоговое законодательство, призванных повысить привлекательность создания холдинговых компаний под российской юрисдикцией. Насколько эти изменения революционны, не носят ли они в большей степени имиджевый характер?

Проанализировав новации российского налогового законодательства, которые вступят в силу с 1 января 2008 года, можно говорить о том, что они внесут существенные изменения в деятельность холдингов в России.

Наиболее серьезные изменения коснутся налогообложения дивидендов. В настоящее время дивиденды, получаемые российскими предприятиями от участия в российских компаниях, облагаются налогом по ставке 9%, а от участия в иностранных компаниях по ставке 15%. Иностранные акционеры российских компаний дополнительно платят налоги на дивиденды, распределяемые данными компаниями (холдингами), по ставкам: 15% для юридических лиц и 30% для физических лиц. С нового года устанавливается единая ставка налогообложения: российские организации будут выплачивать 9% с любых дивидендов (как от российских, так и от иностранных компаний). Иностранные акционеры должны будут уплатить 15-процентный налог на дивиденды из России (вне зависимости от того, являются они физическими или юридическими лицами).

Кроме того, в некоторых случаях российские организации вообще могут быть освобождены от налоговых выплат с дивидендов. Критерии для применения "нулевой ставки" налога на дивиденды следующие:

  • По сроку владения: на день принятия решения о выплате дивидендов организация, получающая дивиденды, должна непрерывно владеть в течение не менее 365 дней акциями компании, выплачивающей дивиденды.
  • По доле участия: доля участия в уставном капитале компании, выплачивающей дивиденды, должна составлять не менее, чем 50 процентов.
  • По стоимости приобретения: стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации должна превышать 500 миллионов рублей.

Если компания, выплачивающая дивиденды, является иностранной, то у российской организации-акционера также появился шанс облагать дивиденды от такой компании по "нулевой" налоговой ставке. Это право дано акционерам тех иностранных компаний, которые зарегистрированы в государствах, не относящимся к так называемым оффшорным зонам. Предполагается, что в ближайшее время Министерство финансов Российской Федерации подготовит точный список таких государств, которым и будут руководствоваться налоговые органы.

Новации российского налогового законодательства несут существенные изменения деятельности холдингов в России

Как видно из установленных критериев, вводимые налоговые льготы имеют отношение к достаточно крупному бизнесу и, к сожалению, недоступны для малых и средних компаний. Кроме того, изменения не коснулись налогообложения такой специфической статьи, как доходы от прироста стоимости акций дочерних организаций. Как правило, в государствах, где действуют подобные льготы для холдингов, от налогообложения освобождаются не только дивиденды, но и доходы от продажи и акций или долей компаний. Тем не менее, принятые изменения в налоговом законодательстве являются существенным шагом на пути создания более благоприятной системы налогообложения холдинговых компаний в России.

В дополнение к вышеизложенным мерам, планируется ввести и другие изменения в налоговое законодательство. По всей видимости, грядут существенные изменения в порядок налогообложения контролируемых иностранных компаний. Предполагается перенять опыт и основную идею некоторых стран, законодательство которых позволяет облагать налогом доходы дочерних компаний, находящихся за рубежом. Таким образом, предотвращается "увод" доходов холдингов в страны с низкими налогами.

Кроме того, в российское налоговое законодательство предполагается ввести понятие налогового резидентства для юридических лиц (в том числе, на основании места управления организации). Если такие правила будут введены, это позволит ограничить возможности ухода от налогообложения в России путем учреждения юридического лица в государстве с облегченным режимом налогообложения прибыли в том случае, когда операции фактически производятся под управлением и контролем из России.

Одновременно планируется и введение упрощенных процедур и новых налоговых льгот, позволяющих сделать управление холдингами более прозрачным. В частности, предполагается допустить расчет налоговых обязательств на основании консолидируемой налоговой отчетности всего холдинга. Такая система позволит упростить систему налоговой отчетности в рамках компаний, принадлежащих одной группе.

Вышеупомянутые и некоторые другие налоговые изменения, запланированные к внедрению в России, свидетельствуют о том, что в правительственных кругах, отвечающих за проведение налоговой реформы, идет процесс интенсивного изучения и последующего внедрения лучших зарубежных налоговых практик.

Автор: Екатерина Лазорина
Партнер отдела налогообложения
PricewhaterhouseCoopers, Москва

наверх