№9, апрель 2009
Содержание

СТРАХОВАНИЕ

Самое ценное

От чего зависит успех бизнеса? Безусловно, есть множество составляющих, однако одна из главных – люди. Во многом именно от команды специалистов зависит успех всего дела. Поэтому в случае смерти одного из ключевых сотрудников компания может столкнуться не только с последствиями моральной травмы, но и с экономическими потерями.

СПОСОБЫ КОМПЕНСАЦИИ

В любой компании есть сотрудники, чья работа имеет непосредственное влияние на развитие бизнеса. Такие сотрудники называются ключевыми. Обычно в список ключевых входят: директор по продажам с обширной клиентской и партнерской базами; директор, обеспечивающий для компании получение ссуды; специалист, разработавший технологию производства прибыльного продукта; менеджер высшего звена, на рекрутинг которого были потрачены значительные средства; ну и, безусловно, основатель компании, создавший ее с нуля.

Уход из жизни ценного специалиста - это не только человеческая трагедия, это и серьезное испытание для фирмы, которое может привести к сокращению объемов продаж, нарушению всех бизнес-процессов, потере клиентов etc. Одним из способов компенсации материальных потерь в таких ситуациях является страхование жизни ключевых сотрудников компании.

Основное отличие страхования жизни ключевого сотрудника от обыкновенного страхования жизни в том, что договор страхования заключается в пользу компании, то есть работодателя.

Страхование жизни ключевого сотрудника - это страхование на случай потери прибыли; его цель - сохранить стабильную работу компании на то время, пока выбывшему сотруднику будет найдена или создана достойная замена.

В Западной Европе и Америке такой вид страхования очень востребован и является частью так называемого "плана непрерывности бизнеса" (business continuation plan) на случай непредвиденных обстоятельств.

Согласно статистике, около 30-40% компаний в Европе заключают такие договоры страхования в отношении своих ключевых сотрудников. В основном это компании малого бизнеса, где потери ощущаются наиболее болезненно, поскольку в крупных организациях, как правило, есть несколько сотрудников, способных выполнять идентичную работу.

На что конкретно тратят страховую выплату? Чаще всего на поиск и обучение нового сотрудника. Если застрахованный специалист был одним из совладельцев компании, то полученные деньги позволят другим партнерам выкупить его долю у наследников. В этом случае полис страхования жизни становится частью соглашения о партнерстве.

РАЗМЕР СУММЫ

Самое сложное - определить сумму страховки, поскольку в денежном выражении нужно оценить вклад человека в развитие компании и возможные потери в случае его ухода.

Сегодня не существует однозначных способов оценки работы ключевых специалистов. При определении страховой суммы берут во внимание много факторов - например, показатели работы компании, тенденции развития бизнеса, роль специалиста в компании, его функциональные обязанности, сколько может стоить поиск и обучение нового специалиста. Но основные расчеты ведутся исходя из уровня доходов специалиста или уровня дохода компании.

В первом случае размер страховой суммы устанавливается в зависимости от дохода специалиста. В России это двух- или четырехкратный размер годового дохода.
При определении страховой суммы в зависимости от прибыли компании в расчет берется чистая или валовая прибыль, потерю которых компенсирует страховка.

Конечно, страховая сумма - это попытка выразить ценность сотрудника в денежном выражении, но истинную ценность человека, его знаний и опыта вряд ли можно измерить деньгами.

Авторы:

Антон Кушнер

Генеральный директор ЗАО "ЭЙС Жизнь Страхование".

Занимается вопросами стратегического развития ACE Life в России, контролирует процесс продаж и развитие партнерских отношений, разработку страховых продуктов, а также осуществляет общее руководство компанией.

Родился 30 октября 1972 г. в Москве. В 1995 г. окончил факультет кибернетики Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики, а в 1997 г. — Высшую школу экономики по специальности "Финансы и фондовые рынки".

С 1995 г. работал в группе "ИНГО". В 1995–1998 гг. был ведущим специалистом "Ингосстраха", в 1999–2000 гг. представлял компанию в Китае, а в 2001–2002 гг. руководил отделом продаж полисов страхования жизни. С 2003 г. по сентябрь 2005 г. занимал пост директора-распорядителя компании "ИнгоНорд" (Хельсинки). С сентября 2005 г. по ноябрь 2006 г. возглавлял "Ингосстрах-Жизнь".

Дарья Федорова

Менеджер по развитию продуктов ЗАО "ЭЙС Жизнь Страхование".

Дарья Федорова отвечает за разработку, внедрение, продвижение и сопровождение продуктов ACE Life в России. Окончила математико-механический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, имеет степень FLMI (Fellow, Life Management Institute) в области управления финансовыми организациями от LOMA (Life Office Management Association), США. В 2001–2004 гг. возглавляла информационно-аналитический отдел Санкт-Петербургской общественной организации социальных проектов "Стеллит". С 2004 г. работает в страховом бизнесе.

наверх