№10, август 2009
Содержание

СТИЛЬ ЖИЗНИ

Яхты и кризис

Как чувствует себя сегодня, в первый послекризисный сезон, мировой яхтенный рынок? Кто правит на нем бал: покупатель или продавец? Об этом мы поинтересовались у Кристиана Энгеля, акционера и управляющего директора немецкой машиностроительной компании BHS-CORRUGATED.

Кристиан Энгель — страстный яхтсмен и яхтовладелец с многолетним стажем. За свою карьеру яхтсмена он перепробовал нескольких десятков модификаций яхт и сейчас является счастливым обладателем 112-футовой моторно-парусной лодки Blue Eyes. Kак это нередко бывает, увлечение переросло в бизнес: недавно Kристиан Энгель стал полноправным хозяином собственной яхтенной верфи. Таким образом, этот человек знает рынок яхт не только как опытный потребитель, но и как производитель и продавец.

Можно ли назвать покупку яхты инвестицией? Когда мы покупаем дорогой автомобиль, мы точно знаем, что он сразу же после покупки начинает дешеветь. А как обстоит дело с яхтами?

— Разумеется, нельзя считать покупку яхты такими же инвестициями, как, скажем, покупка бизнеса или вложение в ценные бумаги. Купив яхту, вы вряд ли сможете надеяться на рост в 40 процентов годовых. Покупку хорошей яхты можно сравнить с приобретением недвижимости с очень консервативным прогнозом роста. А яхта — это именно недвижимость уровня пятизвездочного отеля, при этом недвижимость мобильная: сегодня вы в Марокко, завтра — в Испании. Впрочем, инвестиционная компонента есть: вы можете сдавать яхту в чартер. Это прямой доход, которым вы, по крайней мере, можете покрывать расходы на содержание яхты.

Какие яхты падают в цене менее всего, а может быть, растут?

— Дороже всего ценятся яхты, сертифицированные по стандартам ABS, Lloyds, RINA и других сопоставимых организаций. Это значит, что все узлы и сборка яхты соответствовали самым высоким мировым требованиям по качеству и безопасности. Я бы не советовал — с точки зрения возможности последующей перепродажи — покупать яхты с экзотическим дизайном и интерьером. Мода быстро проходит, и наиболее стабильны цены на яхты, выдержанные в классическом стиле. По-разному продаются моторные и парусные яхты. Рынок моторных яхт во много раз больше (в этом есть определенные плюсы), но он переполнен. В последнее время конъюнктура постепенно сдвигается в пользу парусных яхт. Интерес к ним растет еще и из-за экологических соображений: сегодня модно иметь лодку, которая не имеет вредных выбросов, способствующих глобальному потеплению. Поэтому в долгосрочной перспективе я вижу больший инвестиционный потенциал именно в высококачественных парусных яхтах. Можно выбрать вариант моторно-парусной яхты. На мой субъективный взгляд, это идеальный вариант. Кроме того, на ликвидность яхты влияет ее длина. Считается, что быстрее дешевеют небольшие яхты — менее 100 футов. Разумеется, на стабильность цены влияют первоклассный уход и продолжительная успешная история сдачи яхты в аренду.

Если не брать в расчет кризис, а посмотреть ценовую динамику в предыдущие спокойные годы, то на сколько в среднем могла падать в цене яхта (некий усредненный тип яхты) при условии, что она образцово содержалась?

— За годы, предшествующие кризису, цены на яхты не падали, а росли. Многие даже практиковали спекуляцию яхтами. Это, конечно, в первую очередь касается рынка так называемых мегаяхт*, на котором наблюдался ажиотаж. В принципе, это ненормальная ситуация для рынка яхт. Все-таки это достаточно консервативный рынок. Разразившийся финансовый кризис положил резкий и болезненный конец спекуляциям и создал более благоприятные условия для покупателей.

Снизились ли цены на изготовление яхт?

Благодаря кризису рынок яхт из рынка продавца превратился в рынок покупателя

— Цены несколько снизились. В среднем — в зависимости от проектов — цены на новые яхты упали на 10–30 процентов. При этом себестоимость производства не снизилась, верфи стали получать меньше прибыли. Но меньше — не значит мало. Бизнес отнюдь не убыточен, просто прибыли пришли в норму и стали сопоставимы с показателями в других отраслях. На радость покупателям увеличилась конкуренция среди верфей и дизайнеров, появилось много интересных предложений. Особенно выгодно стало приобретать яхту на финальном этапе ее достройки, когда у покупателя есть возможность внести изменения в соответствии со своим видением. Можно сказать, что благодаря кризису рынок яхт из рынка продавца превратился в рынок покупателя, каким, собственно, и должен быть.

Стоит ли сейчас покупать яхту или, может быть, немного подождать, чтобы рынок достиг дна?

— Вопрос сравним с тем, стоит ли сегодня идти на фондовый рынок. Точного ответа мы не знаем. По сравнению с 2007 и 2008 годами, когда был период "взрывных" цен, мегаяхты упали в цене на 20–25 процентов. Много это или мало? Лично я исхожу из того, что дна мы уже достигли, и покупатели яхт могут рассчитывать на стабильность цен в дальнейшем.

Сколько в процентах от стоимости яхты необходимо тратить на ее годовое содержание, включая все необходимые расходы: страховку, стоянку и т. д.?

— Ориентировочно эксплуатационные расходы составляют 5–10 процентов от стоимости яхты. Кстати, именно затраты на эксплуатацию определяют цену, за которую яхту можно сдать в аренду. Считается, что 8–10 недель чартера должны покрывать годовые эксплуатационные расходы. Мой личный опыт это подтверждает. Сейчас есть очень много компаний, которые занимаются профессиональной помощью в сдаче яхты в аренду.

Произошли ли еще, кроме снижения цен, какие-то качественные изменения на яхтенном рынке вследствие финансового кризиса?

— Благодаря кризису активнее стали развиваться интересные инновационные модели владения яхтой. Например, набирает популярность схема владения яхтой на принципах fractional Ownership, когда у яхты несколько собственников, которые пользуются ею в условленные промежутки времени, а в остальное время яхта сдается в аренду. При такой схеме можно даже рассчитывать на возвращение капиталовложений через какое-то время. То есть это инвестиция в чистом виде.

Расскажите про вашу яхту.

— Я владею стодвенадцатифутовым моторно-парусным кечем Blue Eyes. Яхта построена на турецкой верфи и выполнена по типу классической турецкой яхты гулет — кто плавал, знает. Я выбрал эту модель в результате многолетней последовательной аренды самых разных яхт. Если сравнить с чисто парусной яхтой такого же размера, то у моей преимущество: при той же длине в два раза больше места для гостей и команды, на палубе много свободного места, что идеально для семейного времяпрепровождения. Сейчас на своей верфи я строю для своей семьи еще одну моторно-парусную яхту длиной 130 футов, которая будет называться Clear Eyes. Кстати, по себе и друзьям замечаю, что каждая новая купленная лодка длиннее предыдущей.

С чего стоит начинать процесс приобретения яхты?

— Я всегда советую начинать с аренды яхт, а не с покупки. Для того чтобы выбрать лодку осознанно, необходим длительный опыт аренды различных яхт. Кстати, кризис повлиял не только на цены продажи, но и на цены аренды. Сегодня легче договариваться о скидках.

Личная моторно-парусная яхта Кристиана Энгеля Blue Eyes,
сделанная по типу классической турецкой яхты "гулет"

Текст: Надежда Максина

наверх