№10, август 2009
Содержание

ФАМИЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Все – в сад

Говорят, что красивый сад напоминает человеку об утерянном рае. Обустроить зеленое пространство вокруг дома — задача не менее важная, чем обустроить сам дом, ведь сад — это не просто место для шашлыков, а непосредственное продолжение интерьера, выполненное иными средствами. Непонравившиеся обои можно переклеить — неудачно разбитый сад переустроить значительно сложнее. Как создается красивый, гармоничный ландшафтный дизайн? Соединить западную ландшафтную культуру с отечественными просторами — задача нетривиальная.

Самой серьезной проблемой отечественных домовладельцев, желающих обзавестись красивым садом или парком, является даже не дефицит профессиональных ландшафтных дизайнеров, а отсутствие… красоты. Вернее, весьма недружелюбная к красоте окружающая среда. Привычной доминантой российских пригородов являются кургузые садовые товарищества, скученные и пресные коттеджные поселки, полуразрушенные деревни. Отсюда — желание отгородиться от окружающей действительности десятиметровым забором и воспроизвести за ним некий оазис ландшафтного благополучия. Чаще всего — по образу и подобию западноевропейского садового искусства. Однако попытки механического переноса западных садово-парковых решений не всегда оказываются удачными. И не только из-за климатических различий. Западноевропейский ландшафтный стиль, не будучи специальным образом вписан в окружающие среднерусские пейзажи, в культурную среду семьи и страны, зачастую превращается в инородный, эмоционально холодный клон чужой традиции. Это не значит, что лучшие образцы западной садово-парковой культуры не могут быть воспроизведены у нас. Могут, и с успехом. Просто делать надо это осознанно, а не по принципу случайной выборки из глянцевого журнала.

Пейзажный парк в стиле русской усадьбы

Между тем российский рукотворный пейзаж не всегда был столь неприглядным, как сегодня. До 1917 года в Европейской России насчитывалось порядка 30 тысяч усадеб, каждая из которых была окружена парком, весьма нередко — созданным на уровне лучших образцов европейского паркового искусства. Таким образом, красивыми, гармоничными парками могли повседневно любоваться не только, как сейчас, жители Петербурга и окрестностей, но и обыватели Костромской, Нижегородской, Уфимской и прочих губерний. Даже на Дальнем Востоке, на берегах Тихого океана, к началу ХХ века было создано несколько десятков интереснейших частных парковых ансамблей. Только представьте: русская усадьба на берегу Тихого океана в окружении парка, состоящего из экзотических дальневосточных культур! Было и так. К сожалению, большинство частных парков России после революции было уничтожено или пришло в запустение. Можно констатировать, что парковое искусство как элемент национальной культуры в России в советское время сильно деградировало.

СКИТАНИЯ РОССИЯН ПО ЧУЖИМ САДАМ

Неудивительно, что к началу 90-х годов в общественном представлении отечественной садово-парковой культуры просто не существовало. Парки Петергофа и Павловска были чем-то далеким и нежизненным, ассоциировались, скорее, со школьными экскурсиями, а не со средой, которую можно воссоздать у себя на участке. Повсеместно воцарилось понятие "ландшафтный дизайн", шагнувшее в частные владения россиян со страниц журналов и экранов телевизоров. Но оно оказалось чересчур всеобъемлющим, получить целостную картину из всего многообразия приемов, элементов, стилей оказалось очень сложно. Начинающие садоводы и даже ландшафтные дизайнеры того времени создавали проекты по принципу "хочу все". И оказывались рядом альпийская горка, колоритный украинский плетень и японский мостик. Получившийся результат нельзя было оправдать даже словом "эклектика", и вскоре приходилось все начинать заново, а это упущенное время, зря потраченные силы и деньги.

Популярные с 90-х годов стили садов исчисляются десятками. Среди них — романтический, голландский, восточный, сельский сад, сад в стиле модерн и даже хай-тек. Несмотря на зимние холода, российских садоводов манит солнечное Средиземноморье, привнося в наши сады итальянские, испанские и мавританские мотивы. Однако смешение функциональности и декоративности, сочетание элементов различных ландшафтных направлений и даже эпох зачастую приводит к плачевным результатам.

Пейзажный парк в стиле русской усадьбы,
исток искусственного ручья

Ручей, каскады

Пейзажный парк в стиле русской усадьбы, ручей

ГЛАВНОЕ В ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ — ЭТО ВЫ

Сегодня благодаря развитию техники и технологий ландшафтные дизайнеры могут воплотить любую, даже самую экстравагантную идею. Но всегда ли это идет на пользу? Каким образом следует подбирать стиль будущего сада, чтобы в итоге получить не чуждый и неуютный образчик ландшафтной мысли, а место душевного и физического отдыха, отражение именно ваших представлений о красоте?

Попытки механического переноса западных садово-парковых решений не всегда оказываются удачными

Обратиться к услугам профессионального ландшафтного дизайнера — это, безусловно, правильно. Однако ни один дизайнер, как бы талантлив и опытен он ни был, не сможет оформить сад без вашего участия: его природная красота и функциональное наполнение должны отражать вкусы, предпочтения и образ жизни вашей семьи.
"Нащупать" свой стиль непросто, для этого придется почитать, полистать, поездить. Образцы основных направлений садово-паркового искусства найти несложно: ими пестрит вся Европа. Пейзажными садами знаменита Англия, регулярными — Франция, Голландия представит вам стиль барокко, Испания и Марокко предложат яркие этнические решения. Кое-что сохранилось и в России. Но рецепт всегда один: попав в сад, прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. В вашем саду вам должно быть, простите за банальность, хорошо и покойно.


После двадцати лет ландшафтно-дизайнерских скитаний наступает некоторое осмысление поисков, и русские домовладельцы начинают интересоваться традициями отечественных дворянских усадеб. Реальные образцы выглядят примерно так: просторный дом в окружении аккуратных флигелей, погребков и беседок, обширный парк, распланированный по-английски, лирические березки, рыбный прудик, лужайки с полевыми цветами, яблони в цвету — в общем, все, что русской душе привычно и приятно, а главное, вполне осуществимо.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ

Разумеется, для точного воссоздания классических усадебных парков необходимы сопоставимые земельные просторы — участки не менее одного гектара. Но возможен и определенный компромисс в виде качественной стилизации. Есть удачные примеры. Так, один заказчик нашей компании решил воссоздать на своем участке лесную зону средней полосы России. Его изначальный замысел предполагал посадку на участке исключительно взрослых сосен, однако ландшафтные архитекторы убедили владельца разнообразить хвойный массив несколькими видами лиственных деревьев. Естественный лес не терпит единообразия, он включает множество видов растений, которые не только добавляют красок, но порой полностью меняют пейзаж в зависимости от времени года.

Пейзажный парк в стиле русской усадьбы, водоем

Для этих целей были выбраны лиственница, нежно-зеленая весной и желтоватая осенью, клен и боярышник, чья листва с наступлением холодов приобретает оттенки немыслимой красоты, и рябина, белоснежное цветение которой оборачивается яркими плодами.
Благодаря профессиональному подбору и высадке на участке уже взрослых деревьев-крупномеров, у многих гостей дома сложилось впечатление, что лесной массив достался владельцу по счастливой случайности, тогда как на землях соседей раскинулось голое поле.
Чуть позже назрело решение оформить участок в традициях русской усадьбы. Так здесь появился искусственный пруд, на берегу которого была построена русская баня с просторными мостками для летнего и зимнего купания, в дальнем уголке сада появился зверинец с белками, кроликами, цесарками и прочей живностью. В процессе создания сада позаботились и о самых маленьких членах семьи: территорию вокруг дома и лесную зону пронизывают круговые дорожки, по которым можно беспрепятственно кататься на велосипедах, а для девочек разбита отдельная игровая площадка с игровым домиком.

ЧЕРНАЯ ЧЕРЕПАХА И КРАСНЫЙ ФЕНИКС

Есть вполне удачные примеры сочетания, казалось бы, несочетаемых стилей, когда по соседству с дворянским парком оказывается восточный сад. Один из подобных проектов был реализован всего в нескольких километрах от Москвы. Его концепцией стало не буквальное следование канонам, а смешение стилей, сочетание мудрости и философичности японского сада с декоративностью и красочностью китайской ландшафтной традиции. Сад разбит вокруг глубокого, кристально чистого пруда, его территория организована в соответствии с принципами фэн-шуй. Каждое направление света предназначено для одного из членов семьи и обозначено соответствующим элементом: скульптурами Черной Черепахи и Тигра, беседкой, символизирующей Красного Феникса, и, наконец, холмом-гротом, обителью Дракона. Геометрический центр пространства этой мини-вселенной расположен в середине водоема, в котором можно купаться летом, а зимой он превращается в замечательный каток. Надо сказать, что восточные сады — это в каком-то смысле хороший выход в условиях нашего малоземелья. Они хорошо смотрятся на небольших, камерных участках. Миниатюрные водоемы, невысокие растения и неброские декоративные элементы превращают сад в место для неспешных размышлений и отдыха от городской суеты.

Счастливые владельцы больших земельных наделов могут распорядиться ими двояко. Можно оформить весь сад в едином, к примеру, пейзажном стиле, что не помешает разместить на участке и бассейн, и игровые площадки, скрыв их с помощью живых изгородей. Или разбить участок на несколько камерных садов и дать волю фантазии — например, устроить изысканную зеленую комнату, наполнив ее античными статуями, а за ней разместить скрытый от посторонних глаз аскетичный монастырский садик с пряными травами.

Пейзажный парк Восточного сада

ПАРК КАК ИНВЕСТИЦИЯ

Надо отметить, не только желание окружить себя красотой природы и завистью соседей может подвигнуть владельца загородного участка на его ландшафтное оформление. По мнению специалистов, природная "огранка" загородного участка весьма ощутимо влияет на его стоимость. Наличие взрослых деревьев или водоема может увеличить цену от 40 до 100 процентов! И этот показатель намного опережает такие первостепенные, казалось бы, вещи, как архитектура самого дома, наличие инженерных коммуникаций, размер участка или качество дорог. Дело в том, что в большинстве случаев выбор того или иного дома обусловлен эмоциями, а прекрасный сад как раз и создает ощущение уюта и комфорта, способствующее принятию решения о покупке.

Однако, как показывает практика, при строительстве коттеджных поселков и больших поместий застройщики крайне редко используют полноценные ландшафтные проекты при оформлении своих объектов. Причиной этому служит то, что садовые предпочтения — дело глубоко индивидуальное. Хороший сад рождается лишь в соавторстве ландшафтного дизайнера и владельца. И угадать, какое из множества стилей, школ и направлений понравится будущему владельцу, невозможно. Поэтому большинство застройщиков предпочитают создавать базовый вариант благоустройства: на выровненных участках разбивается газон, к дому убегает несколько дорожек, а по периметру высаживаются живые изгороди. И правильно. Потому что на покупателей, а если быть точным, на покупательниц чистый зеленый "холст" производит поразительный эффект: "Здесь будут розы, а здесь — шезлонги для принятия солнечных ванн…"

Ольга Чуднова

В 1981 году окончила Днепропетровский государственный университет, факультет рационального природопользования, озеленения городов. В период с 1983 по 1994 год работала помощником главного архитектора Дагестана по озеленению республики и инженером-дендрологом головного проектного института Дагестана. С 1996 по 2001 год — дизайнер интерьеров в компании "Амо Дизайн". С 2001 года работает в компании "Палисад" в должности руководителя отдела ландшафтного дизайна, заместителя генерального директора компании. Ольга увлекается путешествиями и спортом (альпинизм и горные лыжи), а также наблюдениями за дикой природой, так как считает, что это очень помогает в ее профессиональной деятельности. Свои наблюдения Ольга воплощает в ландшафтных проектах.


ГДЕ МОЖНО УВИДЕТЬ САМЫЙ КРАСИВЫЙ САД НА ЗЕМЛЕ?

Задайте этот вопрос жителю Тосканы, и он расскажет вам о вилле Ла Фоче и ее саде, чья история уходит в XV век — расцвет Возрождения, время купцов и пилигримов. Ее лимонный сад разбит на нескольких террасах и утопает в душистых цветах. Рядом с ним, в центре зеленой комнаты, расположены фонтан и уютная беседка. Пройдя вдоль перголы, увитой глицинией, вы окажетесь в пышном розовом саду, откуда открывается умопомрачительный вид на древний некрополь. Спустившись же по лестнице и миновав античную статую, вы окажетесь в тайном садике, окруженном кипарисами, и сможете насладиться ароматом четырех цветущих деревьев магнолии.

Житель Шотландии может отвести вас в Сад космических размышлений. В отличие от сада Ла Фоче, его неповторимый образ навеян не чем иным, как… фрактальной геометрией. Чарльз Дженкинс разбил этот сад в поместье Портрак в 90-х годах прошлого века. И едва ли в другом месте вы сможете увидеть Алюминиевый цветник с изображениями черных дыр, террасу Разрыва, сад Физики с орнаментом в виде спиралей ДНК и водяную лестницу, изображающую эволюцию Вселенной. Впрочем, это на любителя.

На другом краю света, в Японии, раскинулся сад Ниномару, старейший из садов замка Нидзё, созданный в XVII веке для сегуна из династии Токугава. Центром этого сада является пруд с островами Вечной молодости, Журавля и Черепахи, символами энергий инь и ян. Сад прекрасен, но красота Ниномару предназначалась не для услады глаз его хозяина. Камни, гладь пруда и вечнозеленые сосны создают картину, неизменную в течение года, — символ власти над временем, величия и незыблемости правления сегуна. И неслучайно наиболее впечатляющий вид на пруд с божественными животными открывался из зала, где дожидались аудиенции его политические противники…

Ольга Чуднова, заместитель генерального директора компании "Палисад"

наверх