№13, лето-осень 2010
Содержание

ЭФФЕКТ БАБОЧКИ

One2one попросил учредителей и глав нескольких благотворительных фондов рассказать, как кризис отразился на благотворительности: сокращали ли они объем финансирования и какие законодательные нововведения могут помочь развитию филантропии в России. Оказалось, у экономического спада немало позитивных "побочных" эффектов.

АГИТ АЛЕКПЕРОВ
Учредитель фонда "Наше будущее",
Президент и председатель правления
компании "Лукойл"
"МЫ ПОДДЕРЖИВАЕМ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ПРОСЯТ ПОМОЩИ, А ГОВОРЯТ: "МЫ МОЖЕМ ЭТО СДЕЛАТЬ!"

– По большому счету, кризис на наш фонд не повлиял. На-оборот, количество программ и грантов увеличилось, поле деятельности фонда расширяется. Мы лишь еще раз пристально изучили структуру административных расходов и несколько снизили их – за счет сокращения функций, не влияющих на основную деятельность фонда.

Почему я решил заниматься благотворительностью? Потому, что считаю, что в современном мире невозможно быть уверенным в своем личном благополучии, процветании своей компании, счастливой жизни для своих родных и близких, если в обществе остается много нерешенных проблем. Это будет дворец на песке. Люди, у которых появляется возможность сделать что-то большее для улучшения жизни общества, просто обязаны ее использовать. Закрывать глаза на существующие проблемы – не просто аморально, это еще и безответственно по отношению к своему делу, тем людям, которые работают вместе с тобой, и, в конечном итоге, к будущему всей страны.

Для себя я выбрал такую прогрессивную форму благотворительной деятельности, как поддержка социального предпринимательства. Это новое для России явление, форма предпринимательской деятельности, направленная на решение социальных проблем, бизнес с социальной целью. Выбор данного направления был обусловлен моей убежденностью в его колоссальном потенциале для достижения позитивных изменений в российском обществе и решения важных социальных задач. Поддержка инициативных людей, людей дела, которые сами хотят зарабатывать, кормить свою семью и еще создавать вокруг себя рабочие места. Сегодня мы их ищем, проводим конкурсы в регионах страны, отбираем проекты и поддерживаем их.
Мы поддерживаем тех людей, которые не просят помощи, а говорят: "Мы можем это сделать!". На мой взгляд, именно эта направленность через создание уникальной основы малого предпринимательства в социальной сфере позволит России существенно продвинуться вперед.

Я считаю, существующая законодательная база вполне достаточна для результативной благотворительной деятельности. Кто хочет, тот делает, кто не хочет, всегда ищет оправдание. Настоящая благотворительность – это всегда жертва, когда отдаешь собственные заработанные средства. Для такой благотворительности не было и нет препятствий.

С другой стороны, как показывает опыт тех же западных стран, разумное законодательное стимулирование бывает полезно. Именно поэтому для развития социального предпринимательства, возможно, потребуется принятие дополнительных поправок в законодательство.

 

ТАТЬЯНА ЛЕТУНОВА
Председатель правления
детского фонда "Виктория"
"КРИЗИС ЗАСТАВИЛ СФОКУСИРОВАТЬСЯ НА НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ПРОГРАММАХ"

– Для фонда, как и других НКО, экономический спад стал чем-то вроде испытания на прочность. Мы не сокращали объемы благотворительной помощи: число детей, которым помогает фонд, осталось на прежнем уровне, а количество специалистов, повысивших свою квалификацию с нашей помощью, возросло. Кризис заставил нас сфокусироваться на наиболее важных и перспективных программах помощи нашим благополучателям. Мы поняли, что следует концентрировать внимание на тех регионах и детских учреждениях, с которыми уже работаем, оказывать ребятам из детских домов комплексную поддержку, расширять спектр предоставляемых им возможностей и услуг.

Кризис заставил нас взглянуть на возможности и перспективы другими глазами, сделал более чуткими к конъюнктуре и тенденциям в сфере благотворительности. Во всем мире сокращаются объемы корпоративной благотворительной помощи и центр тяжести смещается
в сторону пожертвований физических лиц. Мы тоже обратили внимание на частных доноров и предприняли ряд конкретных шагов. Определили круг потенциальных доноров из числа друзей и знакомых фонда, провели переговоры с каждым из них, объяснили важность помощи детям именно в период кризиса. Наши партнеры, доноры, друзья всегда сами могут принять участие в мероприятиях, которые фонд регулярно организует для ребят,
и своими глазами увидеть, в какой помощи они нуждаются. Очень важно правильно мотивировать донора, показать, что его деньги реально работают, – это и есть наша тактика действий по привлечению средств. В итоге количество доноров по сравнению с предыдущим годом у фонда увеличилось более чем в 10 раз.

Кроме того, совместно с банком "Уралсиб" мы запустили программу "Достойный дом детям!", в которой может принять участие любой желающий. Половина процента от итоговой суммы процентов идет на оказание помощи детям-сиротам. Благодаря этой инициативе у ребят нескольких детских домов улучшились условия проживания.

В 2010 году мы планируем увеличить объем финансирования благотворительных программ. Политика совета директоров фонда такова, что сумма расходов на благотворительную деятельность в каждом следующем году не может быть меньше, чем в предыдущем.

Думаю, просто внося изменения в российское законодательство, добиться развития благотворительности в России, да и где бы то ни было, не удастся. Ведь душевные порывы и человеческая доброта не регулируются нормативными актами. Главным при совершенствовании правового поля для развития благотворительности должен быть системный и взвешенный подход к подготовке законотворческих инициатив. Но никакие изменения законодательства не принесут желаемого эффекта без работы по развитию культуры благотворительности в целом и поддержки внутренней мотивации участников благотворительной деятельности в частности.

Если посмотреть на какие-то конкретные вещи, то нас беспокоит, например, то, что в детских домах существуют ограничения, связанные с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, которые препятствуют трудовому воспитанию детей-сирот. Детям не разрешается самостоятельно мыть окна, стирать, готовить себе еду, то есть получать элементарные навыки самообслуживания. В некоторых детских учреждениях дети могут готовить пищу только на уроках труда или по праздникам.

Еще одна крупная проблема, с которой мы постоянно сталкиваемся, – из-за отсутствия внебюджетных счетов различные детские учреждения зачастую лишены возможности получать денежные средства напрямую от партнеров, некоммерческих организаций, частных благотворителей и распоряжаться ими, исходя из своих потребностей.



ИГОРЬ СОБОЛЕВ
Генеральный директор
корпоративного благотворительного
фонда ФК "Уралсиб"

"СНИЖЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПОМОЩИ КОМПЕНСИРУЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕМ КАЧЕСТВА РАБОТЫ"

– Кризис, начавшийся в 2008 году, заставил многие компании несколько уменьшить объемы благотворительных затрат. Такая же динамика сохранялась и в 2009 году. Очень показательным в этом плане стало исследование "Корпоративная благотворительность в России", ежегодно проводимое газетой "Ведомости" совместно с Pricewaterhouse Coopers и некоммерческим партнерством "Форум доноров", коалицией крупнейших российских и иностранных благотворительных (донорских) организаций, работающих в России. Некоторые компании – участники предыдущего исследования – отказались от ренкинга в 2009 году без объяснения причин. Мы же поднялись в ренкинге самых эффективных корпоративных благотворителей России с четвертого на второе место, несмотря на то, что сокращение бюджета наших социальных инвестиций было больше среднего по рынку.

Внимание к эффективности благотворительных проектов понятно и оправдано – в ситуации сокращения бюджетов особенно актуальным становится оптимальное расходование средств. Эксперты упомянутого исследования отметили, что "Уралсиб" заметно прибавил в стратегии, организации и управлении благотворительностью. Снижение объемов финансирования было компенсировано повышением качества работы. Наша программа ""Уралсиб" дает надежду: образование – работа – жилье", нацеленная на комплексную, адресную и долгосрочную поддержку детей-сирот в их социализации через обучение престижным профессиям, трудоустройство и обретение жилья, была награждена дипломом РСПП в номинации "Лучшая программа, раскрывающая политику корпоративной благотворительности и принципы социальных инвестиций компании".

Эксперты специально оценивали и проектную составляющую работы: насколько отчетливо и внятно сформулированы цели и задачи, выстроена система контроля результатов. При сокращении финансовых возможностей возрастает значение точности планирования собственных благотворительных проектов, оценки и экспертизы всех поступающих обращений за помощью. Это позволяет повысить эффективность благотворительной деятельности: затратив меньше ресурсов, предоставить нуждающимся больше благ. В этом же ряду – вовлечение в добрые дела добровольцев-сотрудников, клиентов и партнеров. Стремление к объединению усилий – не только знак трудного времени, но и требование будущего. Лично у меня нет сомнений: в дальнейшем развитие благотворительности пойдет по пути совместных акций, участия в открытых общественному контролю программах и проектах, когда единство действий компаний и частных лиц будет обеспечиваться общим пониманием ценностей.

Объем финансирования благотворительной деятельности "Уралсиба" в 2010 году может увеличиться, при этом предполагаются существенные изменения в структурном аспекте. Если в прошлые годы основной объем расходов приходился на банк "Уралсиб", то в текущем году и другие компании и банки, входящие в финансовую корпорацию "Уралсиб", могут стать ведущими донорами корпоративного благотворительного фонда, что в полной мере соответствует идее синергии и сонастроенности наших усилий во имя добра и блага.

наверх