№13, лето-осень 2010
Содержание

ЧЕЛЮСКИНЦЫ В ЗОЛОТЕ

Ликвидность филателистических коллекций всегда вызывала много споров. По-настоящему заработать можно лишь на самых редких экземплярах, поэтому большинство коллекционеров собирает марки не ради финансовой выгоды, а для удовольствия. Создатели компании "Аурум марки" решили объединить интерес к филателии и рост цен на драгоценные металлы – они отливают известные отечественные марки в золоте.

Ортодоксальные коллекционеры называют их изделия дешевыми сувенирами, но немало и тех, кто записывается в лист ожидания на получение членства в клубе и покупку редких экземпляров из благородного металла. Большинство реплик стоят существенно дороже почтовых оригиналов. Однако владельцы первых коллекций утверждают: за два года цена их собраний по меньшей мере удвоилась. One2one попросил арт-экспертов и инвестиционных аналитиков оценить перспективность золотой филателии в России.

ДОХОДНАЯ ЭСТЕТИКА

Председатель совета директоров инвестиционно-строительного холдинга "Родекс Групп", он же создатель компании "Аурум Марки", Антон Данилов-Данильян не скрывает: задумывая новый бизнес, он изначально хотел, чтобы золотые марки стали объектом инвестиций. Сам бизнесмен 17 лет собирает реплики почтовых марок из фольги, популярные на Западе. Но российским коллекционерам он предложил более дорогой материал – золото
585 пробы. "Наши люди предпочитают держать в руках слиток, а не фольгу, – уверен г-н Данилов-Данильян. – Поэтому я пришел к выводу, что нужно делать продукт, сравнимый с ювелирными изделиями и при этом полностью идентичный оригинальным маркам". По его мнению, таким образом реплики приобретают три назначения: это вложение в драгоценный металл, изящный предмет искусства, а ввиду ограниченности тиража – еще и раритетная вещь.

За эстетическую и техническую части в компании отвечает второй ее совладелец – Валерий Загорский, вице-президент Национальной академии филателии России, глава издательства "Стандарт-Коллекция", выпускающего серию каталогов почтовых марок. Он отслеживает качество изготовления реплик, их соответствие оригиналам, оценивает подборку тематических серий. "Печатает" золотые марки Санкт-Петербургский монетный двор Гознака.

Первые реплики компания выпустила в октябре 2007 года, воспроизведя в золоте "Тифлисскую унику"* и первую общегосударственную почтовую марку России. Расчет верный: к примеру, марка городской почты Тифлиса сохранилась в мире всего в трех экземплярах, заполучить ее в свою коллекцию хотели бы многие филателисты. Очевидно, что золотая реплика не претендует на лавры оригинала, но может стать нетривиальным подарком как для филателиста, так и для человека, далекого от мира марок. В самой же компании стремятся развивать клубную систему продаж и коллекционную культуру. Исходя из этого, и выбирают оригиналы. "Мы берем самые известные и удачные отечественные марки разных времен, стараясь сформировать тематические серии: космос, русский балет, династия Романовых и др. Так наши постоянные покупатели получают возможность создавать интересные подборки, цена которых в законченном виде значительно выше первоначальной стоимости реплик", – объясняет третий совладелец и генеральный директор "Аурум Марки" Екатерина Рыбакова.

Впрочем, пока компания выпустила лишь одну законченную тематическую серию – "Золотые Романовы". Она включает реплики 17 марок с изображением монархов Российской империи, а также Зимнего дворца в Петербурге и Дома бояр Романовых в Москве. "В 1913 году эта серия марок была создана лучшими художниками своего времени, и теперь при помощи современных технологий мастера Санкт-Петербургского монетного двора очень удачно повторили ее в благородном металле, – говорит Валерий Загорский. – Она может считаться своего рода брендом компании "Аурум Марки"".

Отношение филателистов к новому направлению неоднозначно. Сергей Евтушенко, исполнительный директор Союза филателистов России, считает, что изделия компании "Аурум Марки" не имеют отношения к филателии, нет в них ни художественной, ни исторической ценности. "Да, реплики выглядят красиво, но это не государственное издание. Я допускаю покупку и продажу таких изделий как сувениров, но не как ценного предмета коллекционирования", – заключает г-н Евтушенко. Владельцы компании парируют: среди членов клуба Золотой марки, формирующих номерные коллекции, много филателистов-профессионалов. Один из них – депутат Государственной думы, коллекционер со стажем Валерий Зубов: "Золотые реплики, конечно, не имеют прямого отношения к маркам – эти изделия занимают свою собственную нишу. С одной стороны, это хороший инструмент инвестирования, особенно в свете нестабильности валютных курсов. С другой, компания точечно и верно выбирает марки, с которых делает реплики, выдерживает качество исполнения на высоком уровне, создавая миниатюрные произведения искусства. Я знаю, что эти золотые изделия коллекционируют и филателисты, и люди, далекие от марок".

ВХОД ПО КЛУБНЫМ КАРТАМ

Стоят реплики дороже стандартных предметов золотых инвестиций, например, монет. Самые дешевые из них
и маленькие по весу – копии "Тифлисской уники" (лигатурная масса – 4,2 г, рекомендованная цена – 9375 руб-лей) и первой марки России (3,6 г, 8440 рублей). Один из наиболее дорогих экземпляров – реплика марки "Третий советский спутник Земли" (10,75 г, 25 000 рублей). Владельцы "Аурум Марки" объясняют, цена зависит от нескольких факторов: стоимости золота, веса марки, тиража, а также сложности работы. За 2009 год золото подорожало на 20–25 процентов.

Примерно настолько же выросли в цене изделия компании. По словам Екатерины Рыбаковой, покупателей это не остановило – продажи в течение кризисного года удвоились и продолжают расти. "Нам пришлось увеличить тираж некоторых реплик из "романовской" серии до 60 экземпляров, поскольку спрос на них был очень высоким", – рассказывает г-жа Рыбакова.

На вторичном рынке, по словам Антона Данилова-Данильяна, отдельные марки и коллекции уже перепродаются, действует договорное ценообразование. За неполные три года компания выпустила 26 реплик по нескольким тематикам. Но большинства из них нет в свободной продаже. Чтобы повысить интерес к своим изделиям, производитель ограничивает их тираж. Как правило, выходит не больше 100 экземпляров каждой реплики. Основная часть "романовской" серии вышла еще меньшим тиражом – 50 экземпляров, поэтому их можно только перекупить – у действующих или бывших членов клуба. По словам Валерия Зубова, ему периодически поступают предложения продать свою золотую коллекцию целиком либо отдельно серию "Золотые Романовы" по цене, "в несколько раз превышающей первоначальную стоимость". Он отказывается.

"Решение ограничить тираж марок – очень разумный маркетинговый ход, – комментирует стратегию производителя Павел Лебедев, глава компании "Держава", занимающейся продажей инвестиционных золотых и серебряных монет. – Коллекционеры ценят то, что выпускается в небольших количествах. В этом случае наценка за уникальность реплик оправданна, и в дальнейшем цена таких изделий, как правило, только растет".

Сегодня в клубе Золотой марки 48 постоянных членов, каждый из которых выкупает реплики с 20-процентной скидкой под своим индивидуальным номером. Екатерина Рыбакова отмечает, что число желающих получить членство в клубе резко выросло после выхода тематичес-кой серии "Золотые Романовы". "Видимо, коллекционеры стали понимать, что реплики – не просто сувениры, а мы – не фирма-однодневка", – полагает г-жа Рыбакова. Но увеличивать число мест в клубе владельцы "Аурум Марки" не планируют, объясняя это стремлением сохранить идею бизнеса, основанную на эксклюзивности продукта. Соответственно, получить один из 48 номеров можно только в том случае, если от него откажется предыдущий владелец.

Искусственное ограничение предложения и клубные продажи – известные маркетинговые инструменты, доказавшие свою эффективность. Однако подобная клубность имеет и свои недостатки. Как оказалось, большинство из опрошенных One2One экспертов аукционных домов и независимых арт-аналитиков вообще не слышали о золотых репликах компании "Аурум Марки". "Допускаю, что при большем общественном резонансе, а говоря рыночным языком, при правильном продвижении, этот вид коллекционирования вполне мог бы занять свою нишу между нумизматикой и филателией, – говорит Алексей Зубов, эксперт отдела букинистки и филателии аукционного дома "Гелос". – Ведь не секрет, что интерес к классическому собиранию марок снижается". В качестве удачного примера нишевого коллекционирования он приводит клуб "Монплезир", который с 2001 года издает редкие книги для своих членов. Их нельзя назвать классическими букинистами, но это увлеченные люди, которые создают интересные библиотеки и готовы платить за приобретаемые издания тысячи евро.

ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

Сейчас в "Аурум Марки" работают над новой мини-коллекцией – "Героической". По словам Екатерины Рыбаковой, в нее войдут несколько марок из серии "Спасение челюскинцев". Первая из них – реплика марки "Перелет Москва – Сан-Франциско" с известной опечаткой в виде строчной "ф" – выпущена в июне. По сравнению с предыдущими изделиями компании эта серия будет более дорогостоящей. Владельцы "Аурум Марки" объясняют это большим размером самих оригиналов и ростом спроса. "Учитывая опыт предыдущих продаж, мы планируем выпустить серию тиражом 100 экземпляров. Так реплики смогут купить не только члены клуба. Я знаю, что пока у многих отношение к нашим изделиям скептическое. Но по мере выпуска подборок оно меняется в лучшую сторону. Реплики все больше покупают именно коллекционеры", – говорит г-жа Рыбакова.

Один из членов клуба Золотой марки приобретает сразу два комплекта изделий – пробный, ненумерованный образец каждой марки и реплику под ее индивидуальным номером. "Ценность первого экземпляра, как ни странно, в дефектах и мелких отличиях от основного тиража, – объясняет Екатерина Рыбакова. – К примеру, первая реплика марки "Балет "Лебединое озеро"" имела четко выраженный визуальный дефект: в золоте тень под коленом балерины выглядела как костыль, а элемент плаща партнера – как третья нога балерины из кордебалета. Естественно, эти дефекты устранили, и на экземплярах основного тиража их нет. Но тем ценнее первый образец, ведь он, по сути, уникален". Сколько со временем можно будет выручить за единственный в своем роде "костыль" балерины, г-жа Рыбакова оценить не берется, напоминая лишь, что ошибки, опечатки, надпечатки и т. п. в коллекционировании пользуются особым спросом.

Так могут ли марки из золота стать эффективным инструментом альтернативных вложений? Это зависит от цен на золото, развитости вторичного рынка этих изделий, а также наличия устойчивого спроса на них. В 2009 году, сразу после выхода последней реплики из "романовской" серии, компания продала одну из коллекций за 400 тысяч рублей при первоначальной стоимости чуть больше 200 тысяч. Сегодня, по оценке Антона Данилова-Данильяна, она обойдется потенциальному покупателю минимум в полмиллиона рублей. Валерий Загорский называет еще более высокую цену – не менее миллиона.

Тем временем опрошенные One2One арт-эксперты и аналитики не столь оптимистичны. Они сходятся во мнении, что основное влияние на рост стоимости золотых реплик будет оказывать именно колебание мировых цен на золото и в меньшей степени – тренды на рынке филателии. При этом на драгметалл в каждой реплике приходится около 35–40 процентов стоимости. Все остальное – художественная и производственная наценки компании-производителя. Алексей Зубов из "Гелоса" отмечает: изделия "Аурум Марки" вряд ли смогут пополнить число лотов представляемого им аукционного дома, но не исключает, что наиболее удачные реплики и подборки будут востребованы покупателями. По его мнению, позитивно на интересе к этим изделиям может сказаться, в частности, факт непосредственного участия в проекте Валерия Загорского.

Впрочем, давать прогнозы развития проекта арт-эксперты и финансовые аналитики не берутся ввиду его новизны и отсутствия рынка золотых реплик как такового. Можно лишь предположить, что если компании "Аурум Марки" удастся "вырастить" свое начинание в отдельное направление коллекционирования, то владельцы первых собраний помимо эстетического удовольствия смогут получить солидные дивиденды. В противном случае при желании реплики можно будет реализовать как минимум по цене золота.

КАК СОЗДАЕТСЯ РЕПЛИКА

На создание каждой новой реплики уходит около трех месяцев. Сначала сканируется оригинал марки, затем художник делает ее дизайн. После этого к работе приступает скульптор, он вылепливает реплику, повторяя мельчайшие детали оригинала. Чеканятся золотые марки Санкт-Петербургским монетным двором Гознака
по технологии "пруф-лайк" (англ. proof-like – подобные пруфу; пруфом называются монеты высшего качества чеканки). Изделия этого исполнения имеют совершенно ровную зеркальную поверхность, полированное поле и , заусениц, мельчайших неровностей поверхности и следов прикосновения рук.

 

Оригинал, слепок и золотая реплика марки "Перелет Москва – Сан-Франциско через Северный полюс" в натуральную величину (30 х 47 мм).
Одна из последних, самых крупных и дорогих реплик компании "Аурум Марки" , открывающая тематическую серию "Спасение челюскинцев".
Лигатурная масса золотой марки – 12,24 +/- 1,84 г. Рекомендованная цена – 28 тысяч рублей.

ТИМОФЕЙ СУЩЕВ
Главный специалист дирекции инвестиционного консультирования "Уралсиб | Банк 121"

Говорить о перспективах золотых марок довольно сложно из-за отсутствия рынка подобного рода изделий. Интересно коллекционировать то, за чем стоит своя история, какие-то особенные приемы или технологии. В случае с изделиями компании "Аурум Марки" об исторической составляющей говорить не приходится. Рынок таких марок будет существовать, если компания, выпускающая их, сможет его сформировать и поддерживать интерес к своим изделиям.

Стоимость золотых реплик сравнима с текущими ценами на изделия из золота и не выше красивого кольца или запонок. В то же время получается, что стоимость изделия обеспечена золотом лишь на 35 процентов, остальное достается производителю и продавцу. Если восстановление экономики продолжится, то золото может со временем довольно сильно упасть в цене, но при этом сохранится и даже повысится интерес к подобным изделиям. В случае же ухудшения экономической ситуации золото вырастет в цене, но под вопросом окажется интерес к золотым маркам, так как в сложные периоды люди склонны изымать деньги из всего, что их не приносит.

Если же оценивать золотые реплики почтовых марок как возможность инвестировать в хобби, то это вполне удачное решение, тем более для России. Все мы родом из детства, и у многих были альбомы с марками. Кроме того, такой предмет коллекционирования не разобьется, не помнется, не будет выкурен или выпит за вечер, не сломает ногу из-за неумелого наездника. На марки приятно смотреть, и они не требуют особенно сложных условий хранения.

наверх