№13, лето-осень 2010
Содержание

ИГРЫ С ПРОСТРАНСТВОМ

Глава архитектурной мастерской "Валекс" Татьяна Ветхова утверждает: за семнадцать лет работы она никогда не тратилась на рекламу своей компании. Новые клиенты находят ее сами, по рекомендации других заказчиков. Первые два года архитектор трудилась бесплатно, зарабатывая себе имя, а теперь имя работает на нее. Сегодня ее клиенты – представители бизнес-элиты, высокопоставленные чиновники и звездный бомонд. One2one Татьяна Ветхова рассказала, как выглядит родовое гнездо современного Россиянина, что необходимо учесть, подбирая своего архитектора, и чем может быть опасна русская гжель в интерьере.

Татьяна, считается, что не бывает плохих пространств, бывают плохие архитекторы. Каким было самое сложное пространство, которым вам доводилось заниматься?

Действительно, все зависит от дизайнера и архитектора. Любой уголок можно сделать красивым и функциональным. Разумеется, есть технические нюансы, от которых невозможно уйти, но при помощи современных технологий и материалов их тоже можно удачно обыграть и органично встроить в создаваемый интерьер. Понятно, что маленькое помещение никогда не станет большим, но его всегда можно расширить визуально: поработать с цветом, формой потолка, применить материалы, которые не загружают пространство, а наоборот, расширяют его, и т. д.

Я не возьмусь назвать самое сложное пространство в своей практике – все проекты индивидуальны и каждый из них требует креативного подхода, воображения и смекалки. Например, в свое время мы делали интерьер в московском ресторане "Людвиг". Там были очень высокие потолки, и владелец заведения наотрез отказывался делать второй уровень. Я же считала: если поделить пространство, проект только выиграет. Мы разработали техническое решение и, наглядно представив нашу идею заказчику, после долгих обсуждений сумели убедить его сделать второй этаж. Мы применили металлоконструкцию, второй уровень залили бетоном, но все это "зашили" в дерево, визуально облегчили балконную часть, сделали кованые, но очень легкие ажурные лестницы. В итоге интерьер получился чрезвычайно элегантным, а полезная площадь ресторана выросла почти вдвое. Он и сегодня успешно работает, принимая гостей в двухуровневом пространстве.

Я считаю, дизайнер как повар – должен уметь делать все, работать во всех стилях. Если же он отдает предпочтение лишь одному–двум направлениям, это ограничивает его возможности. Есть специалисты, которые работают только в классическом стиле и других принципиально не приемлют. Мне кажется, это неправильно. Зачем загонять себя в рамки? Поэтому мы работаем в самых разных направлениях – от барокко до минимализма.

Но есть какие-то направления, элементы в архитектуре и дизайне, которые вы не приемлете?
В архитектуре это, наверное, какие-то откровенно гротесковые элементы. Хотя я придерживаюсь мнения, что собственные амбиции и вкусовые пристрастия профессионала второстепенны. Можно высказать клиенту свое видение, пожелания и "хотелки", но в первую очередь надо учитывать его вкусы и предпочтения. Даже если они идут вразрез с твоими собственными. Ведь проект, особенно внутреннее пространство, создается для заказчика, ему там жить. К примеру, мы делали один коттедж, где стены на кухне были фиолетово-чернильного цвета, а мебель – желтая. Согласитесь, это явный перебор. Я лично подобной цветовой насыщенности никому бы не посоветовала. Мне было некомфортно находиться в том помещении. Но хозяин коттеджа хотел видеть свою кухню только такой и, когда мы закончили, был в восторге от созданного интерьера. Так что я допускаю подобные переборы во внутреннем пространстве, если их требует заказчик.

Если у клиента откровенно плохой вкус, пытаетесь ли вы убедить его, например, не расписывать дом сусальным золотом?
Мне встречались заказчики, которые требовали лепнину, как можно больше золота и вообще не прислушивались к советам профессионалов. В конечном счете они разукрашивали свои дома сами. Мы за подобные проекты не беремся. Это откровенный китч. Если клиенту хочется, чтобы лепнина на потолке его дома была отделана золотом, это можно допустить, но с определенными ограничениями, а золотое покрытие должно быть нанесено с таким мастерством, чтобы на него было приятно смотреть. Ведь есть примеры удачных пространств, выполненных в этом стиле, например, Петергоф.

К счастью, времена, когда расписные дома с золотыми интерьерами были показателем достатка, прошли. Большинство современных клиентов прислушивается к мнению профессионалов, доверяясь их вкусу и опыту.

Татьяна, как, по вашему мнению, создать не просто коттедж, а настоящее родовое гнездо, чтобы оно радовало не одно поколение? Насколько это актуально в современной России?
Для русского человека родовым гнездом всегда была большая усадьба с обширными землями, хозяйством, своими традициями и укладом. Однако сегодня, на мой взгляд, это не актуально. Сейчас очень динамичное время, когда все быстро меняется и люди не хотят отставать от этих перемен. Поэтому архитектура, как мне кажется, не представляет особой ценности. Ценно, скорее, то, что внутри дома, – мебель, ковры, гобелены, картины… Однако большинство подобных вещей мы утратили в советский период нашей истории. В те годы русскими семейными усадьбами считались дачные домики на шести сотках земли с соответствующими интерьерами. В настоящее время само понятие, образ родового гнезда в России создаются заново,
на современных началах.

И каким его видят современные заказчики?
Единого стиля и дизайнерских решений нет. Одни мои знакомые называют родовым гнездом свой коттедж, выполненный в стиле минимализма и хайтека. Другие, напротив, считают, что семейная усадьба может быть выдержана только в классике. Впрочем, есть и некоторые общие для всех критерии: это должен быть просторный дом с индивидуальным дизайном, построенный на просторном участке земли (от гектара и больше). Дальше все зависит от особенностей и потребностей заказчика – есть ли в семье дети, сколько их, какого возраста, чем увлекаются хозяева.Исходя из этого, помимо основных помещений создаются рабочие кабинеты, библиотеки, бильярдные, винотеки, гардеробные и т. д.

Что касается стилей, то я не вижу какого-то перевеса в сторону хайтека и минимализма, потому что многие заказчики понимают: любой современный интерьер слишком быстро устаревает. Через 3–5 лет его захочется сменить. А классика – вечна.
Я, например, предпочитаю эклектику. Мне нравится играть интересными деталями. Считаю, что даже в суперсовременном интерьере с прямыми стенами, новейшим освещением, прямым потолком может очень органично смотреться кресло Людовика. Как грамотно сочетать столь разные детали, подчеркнув каждую из них, – задача, которую должен решить архитектор.

Как часто к вам обращаются с просьбами спроектировать основательную родовую усадьбу? Много ли подобных проектов в России?
Немного. Объясняется это тем, что в наше быстрое время человек с деньгами чувствует себя не очень комфортно. Мы не стесняемся показывать свой достаток, но это чревато: построил хороший дом, а через несколько лет его забрали или снесли как поселок "Речник".

В Европе такое недопустимо, в России же происходит повсеместно. Поэтому многие обеспеченные люди предпочитают покупать или строить основательные дома за пределами нашей страны. К примеру, в Австрии все замки находятся в частной собственности. При этом богатые традиции владения, создания и проживания в родовом гнезде, складывавшиеся веками, поддерживаются соответствующей законодательной базой – также сложившейся и незыблемой.
Мы же свою историю, как и законы, пока не создали и, хуже того, постоянно перекраиваем и то, и другое. В сегодняшней России жилье делят в основном на городские квартиры и загородные коттеджи.

В каком стиле выполнен интерьер вашего дома? От чего отталкивались при его создании?
Я старалась сделать черно-белый интерьер. На черный пол в гостиной не решилась, сделала его графитным. Двери в доме серые, кухня черно-белая, много серебряных аксессуаров. Мне хотелось, чтобы интерьер не отвлекал на себя внимание, а какие-то элементы – например, белая лестница, отдельные аксессуары – стали главенствующими.

Для удачной реализации проекта очень важно взаимопонимание заказчика и исполнителя. Как подобрать своего архитектора?

Для начала стоит изучить выполненные им проекты и понять, нравится ли вам исполнение. Очень важны рекомендации прежних клиентов. К примеру, за 17 лет существования нашей компании мы никогда не давали рекламу. Новые заказчики приходят к нам по рекомендациям друзей, знакомых, родных, с которыми мы когда-то сотрудничали. Я считаю, это и есть объективная оценка качества работы для любого архитектурного бюро.

Определяясь с выбором специалиста, нужно ориентироваться, скорее, на внутренние ощущения, нежели на внешние: как с вами разговаривают, понимают ли ваши идеи, комфортно ли вам общаться с человеком. Иногда молодые специалисты, которые недавно закончили архитектурный вуз, могут предложить более оригинальные и интересные проекты, чем именитый архитектор.

И, пожалуй, самый главный совет – заключайте официальные договоры и обращайте особое внимание на то, какие материалы предлагает дизайнер, помня о печальном примере "Хромой лошади". Строительство дома, его капитальный ремонт требуют значительных вложений, и даже у состоятельного заказчика возникает вполне понятное желание сэкономить. Однако не стоит при этом поступаться качеством.

Есть мнение, что дизайнеры способны не просто создать интерьер дома, но и "спроектировать" образ жизни в нем: за счет аксессуаров, мебели, планировки и прочего. Согласны ли вы с этим?
Как раз наоборот – дизайнеры должны отталкиваться от привычек, образа жизни владельцев и, исходя из этого, проектировать архитектуру дома и создавать его интерьер. Если клиент пишет музыку, в его гостиной, скорее всего, будет стоять музыкальный инструмент. Если он коллекционер, его собрание должно быть органично вписано в интерьер. Один из моих знакомых собирает колокольчики. У него очень обширная коллекция, в которой есть самые разные экземпляры – от церковных колоколов до поддужных колокольчиков. Как при создании дома можно не учесть это увлечение хозяина?

Когда я начинаю работать с клиентом, мне всегда очень интересно понаблюдать, как он одевается, узнать, чем увлекается, посмотреть его гороскоп. Все эти моменты накладывают отпечаток на людей и их видение собственного дома. Иногда, пообщавшись с клиентом, мы предлагаем идею интерьера совершенно отличную от той, которую изначально озвучивал заказчик, и она в точности совпадает с его ожиданиями. Это объясняется тем, что нередко человек не видит себя со стороны и не может четко сформулировать свои предпочтения. Например, приходит к нам девушка – она очень элегантно одета, в ее гардеробе нет кричащих деталей, из украшений на ней только драгоценности – и просит нас создать современный интерьер. По внешним признакам я вижу: здесь есть какое-то несовпадение. Начинаем общаться с ней, обсуждать детали и понимаем, что на самом деле под "современным интерьером" она имеет в виду классику.

Говорят, интерьер – это искусство деталей. Когда проект завершен, он выглядит законченным, красивым, гармоничным. Но постепенно хозяева приобретают новые вещи, мебель, обновляют текстиль. Как это делать правильно, чтобы не нарушить общую концепцию проекта?
Вы правы, даже самая красивая картина, дорогой сервиз или уникальный предмет мебели могут "сломать" весь интерьер, если они подобраны неправильно. В свое время мы занимались дизайном одного дома. Сделали очень интересный современный интерьер, сочетающий минимализм и хайтек. Но когда через год я вновь приехала в этот дом, то обнаружила, что вся кухня заставлена гжелью. Очевидно, что минимализм и гжель несовместимы и такая коллекция нарушает всю концепцию интерьера… Оказалось, хозяйка забыла рассказать нам о своем увлечении. Поэтому я всегда рекомендую, во-первых, говорить архитектору о своих пристрастиях и хобби; во-вторых, покупая новые аксессуары, советоваться с профессионалами.

Вообще, составление коллекций, подбор аксессуаров входят в наш авторский надзор, и нас часто просят оценить картины художников, подобрать ковры, гобелены, закупить антикварную мебель и т. д. Иногда ездим с клиентом на выставки в поисках подходящих экземпляров. Если вы не уверены в том, что новое приобретение гармонично впишется в интерьер, лучше спросить совета. Например, мы всегда идем навстречу клиентам, даже когда проект давно закончен: подъезжаем, смотрим, оцениваем. Современные заказчики стараются сохранить созданную атмосферу и, как правило, предпочитают все же советоваться.

наверх